?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Первенец Арктического флота - Записки сумасшедшего диссидента...
sidorov_spb
sidorov_spb
Первенец Арктического флота
"Красин" - ледокол, символизирующий собой целую эпоху в истории нашей страны. В начале ХХ века России принадлежал приоритет в освоении Северного Ледовитого океана. Для освоения этого непознанного пространства впервые были использованы линейные ледоколы. Первенцы российского ледокольного флота - "Ермак" и "Святогор" в течение полувека были самыми мощными кораблями этого класса в мире.




Ледокол "Красин" был построен в Англии, в городе Ньюкасл, по заказу российского правительства. К концу первого десятилетия нового ХХ века одного арктического российского ледокола, построенного на той же верфи в Англии в 1899 году по проекту вице-адмирала Степана Осиповича Макарова и получившего имя "Ермак", стало уже недостаточно для обеспечения работ в Арктике. "Ермак" долгое время не имел себе равных среди ледоколов по силе и мощности.



1 октября 1916 года "Святогор" был зачислен в списки русского военно-морского флота в класс морских ледоколов. 3 января 1917 года состоялся выход в море под всеми бортовыми машинами с допуском на судно сформированной еще в сентябре 1916 года команды. 31 марта 1917 года на ледоколе был поднят Андреевский флаг. "Святогор" был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана. В середине июля благополучно прибыл в Архангельск.
Однако во флотилии Северного Ледовитого океана "Святогор" находился недолго. Летом 1918 года в России начался период англо-французской интервенции. Корабли англичан подошли к Архангельску. Для того, чтобы преградить путь кораблям интервентов и не дать им войти в город, было принято решение затопить "Святогор" в устье Северной Двины. Английские войска вошли в Архангельск и спустя несколько дней они смогли поднять ледокол со дна реки. С 1920 года корабль ходил под английским флагом.

В начале 20-х годов в России остро чувствовалась нехватка мощных ледоколов. Все это время молодое советское правительство активно вело переговоры о возвращении ледокола "Святогор" на Родину. Британское адмиралтейство участвовало в переговорах и сотрудничало с полпредом Советской России Леонидом Борисовичем Красиным. Переговоры прошли успешно и в августе 1921 года ледокол вернулся в Россию. В 1927 году ледоколу было присвоено имя этого видного дипломата и государственного деятеля.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДНА:


Тип судна Морской арктический ледокол
Назначение Проводка судов и экспедиционные работы в Белом море
Длина наибольшая 98,5 м
Ширина наибольшая 21,6 м
Осадка при максимальном водоизмещении 9,1 м
Водоизмещение при полной загрузке углем 10 620 т
Главная энергетическая установка Паросиловая на твердом топливе
Мощность 3х3 350 л.с.
Скорость 15 узлов

СПАСЕНИЕ ЭКСПЕДИЦИИ НОБИЛЕ.

В 1928 г. экспедиция из 16 человек под руководством Умберто Нобиле отправилась в полет на Северный полюс на дирижабле "Италия". Экспедиция должна была совершить посадку на 90-й параллели. После покорения Северного полюса, "Италия" легла на обратный курс, а 25 мая связь с дирижаблем внезапно оборвалась. О том, что случилось, весь мир узнал только через 9 дней. Не долетая 100 километров до Шпицбергена, корабль стал терять высоту. В считанные минуты произошла катастрофа. 9 человек, избежав трагической смерти, оказались в ледяном плену. При крушении на лед выпало 170 кг продовольствия и некоторые вещи, жизненно необходимые для выживания в экстремальной ситуации, в том числе аварийная радиостанция, с помщью которой выжившие попытались наладить связь с большой землей. 3 июня 1928 года молодой радиолюбитель Николай Шмидт случайно споймал в эфире слабые сигналы из Центральной Арктики. Так весь мир узнал о случившейся трагедии. В общей сложности в спасательной операции участвовало не менее полутора тысяч человек. Это была первая в истории человечества международная спасательная операция, в которой участвовало 18 кораблей и 21 самолет из шести стран.



Весной 1928 года "Красин" находился на ремонте в г. Ленинграде, но происшедшая трагедия заставила пересмотреть планы и за 4 дня 7 часов и 48 минут корабль был оснащен и полностью готов к полярному походу. Капитаном судна был назначен Карл Эгги, начальником экспедиции - Рудольф Самойлович . В команде числилось 136 человек, включая 7 журналистов.



На ледоколе базировался самолет под командованием известного полярного летчика Б. Г. Чухновского. Впервые в мире наша страна стала применять летательные аппараты, как самое эффективное средство полярной разведки. Самолет Чухновского совершал разведывательные полеты ежедневно, и в ходе одного из полетов удалось обнаружить на льдине людей - это оказалась группа Мальмгрена, но из-за сгустившегося тумана экипажу пришлось идти на вынужденную посадку. В результате аварийной посадки у машины оказались сломаны лыжные шасси и винты у двух моторов. Экипаж самолета принял решение передать телеграмму на "Красин": "Запасов продовольствия на две недели. Считаю необходимым "Красину" срочно идти спасть Мальмгрена". Летчики остались дрейфовать на льдине, в то время как "Красин" отправился спасать Цаппи и Мариано. 12 июля ледокол подошел в указанную точку, группа Мальмгрена была спасена. В тот же день в районе 19 часов "Красин" подошел и к Красной палатке. Чуть позже моряки подобрали со льда экипаж Чухновского, подняли на палубу поврежденный "Юнкерс". Это был настоящий международный триумф, а экспедиция по спасению экипажа У.Нобиле была успешной и в научном отношении. "Красин" поставил рекорд свободного плавания в арктических широтах, им была достигнута широта 81o 47' с.ш. 5 октября 1928 г. "Красин" вернулся в Ленинград. Ледокол первым из судов торгового флота был награжден орденом Трудового Красного Знамени.



В дальнейшем, ледокол успешно работал в Арктике, обеспечивая ледовую проводку судов по Северному Морскому Пути и участвуя в научных экспедициях. В годы Великой Отечественной Войны, ледокол, получив вооружение, сопровождал арктические конвои, известные нам под серийными номерами PQ, а также продолжал обеспечивать проводку судов по трассе Северного Морского Пути... С 1956 по 1960 год ледокол находился на капитальном ремонте в ГДР на заводе "Матиас Тезен Верфт", известной своими речными теплоходами пр. 588. Были заменены угольные котлы на новые, более мощные, работавшие на мазуте, капитально отремонтированы все три паровые машины. Нелегкая ледокольная служба продолжалась до 1972 года. 1 апреля 1972 года ветеран ледокольного флота был передан в Министерство Геологии РСФСР. Ледокол предполагалось использовать для обеспечения геологоразведочных работ в северных районах страны в качестве мощной плавучей электростанции. Было решено ликвидировать две носовые паровые машины и на их место установить два трехфазных турбогенератора по 3000 кВт, 10кВ. Имея лишь одну среднюю (главную) машину мощностью 3800 индикаторных л.с., "Красин" снизил ледопроходимость, его скорость снизилась до 9 узлов. Поэтому он был переведен в класс научно-исследовательских судов, работая в Баренцовом и Гренландском морях, на Шпицбергене. В 1989 году НИС "Леонид Красин" был передан в Международный фонд истории науки. С 2004 г. ледокол "Красин" является филиалом Калининградского Музея Мирового Океана.



В 2007 и 2008 годах мне дважды удалось посетить его, фотоальбом находится по адресу: здесь:

Current Mood: accomplished

1 comment or Leave a comment
Comments
diabaz From: diabaz Date: May 16th, 2011 10:43 am (UTC) (Link)
Обводы корпуса у него красивые - бочкой такой. Прям каравелла! Сейчас делают прямые борта и это смотрится не так стильно.
Я так понял, что корпус - это единственное, что осталось оригинального после капремонта 50-х? Остальное - надстройки, палубное оборудование - всё новое.
1 comment or Leave a comment